Экскурс в древность: обиталище бога ночных кошмаров – смесь реального римского дома II в. н.э., античного храма и фантастически-ирреального, в чём-то театрального, пространства. Мозаика пола, выложенная кругами, кажется, способна засосать в чёрно-зелёный водоворот. Сквозь колонны виден справа спокойный летний пейзаж с зелёными холмами, а слева – кусок космоса с проносящимися совсем близко метеоритами. На стене висят реалистичные маски, которые в случае реального римского дома служили бы изображениями предков, а здесь представляют физиономии, достойные украшать аттракцион ужасов. На фоне этой стены – курульное кресло, а в кресле – Луций, в том виде, в каком мы его уже видели при первом явлении в московской квартире.
Голос Луция:
В этот день бог ночных кошмаров, восседая на своём серебряном троне, развлекался чтением забавнейшей книги некоего Луция из Патр о молодом повесе, который по ошибке, желая превратиться в птицу, стал ослом и долго не мог выбраться из этого малопочтенного образа.
читать дальшеБог кошмаров о чём-то задумывается, глядя вдаль, свиток выпадает из его рук и разворачивается. Над ним, прямо над именем богини Изиды, начинает клубиться лёгкий разноцветный дымок, из которого поднимается чёрная богиня с радужными крыльями; в ней нетрудно узнать Изадору.
И. Привет тебе, серокрылый властитель ужаса!
Л. Привет тебе, распорядительница мистерий!
Хохочут, обнимаются и после этого начинают уже говорить запросто.
И. Дружище, у меня плохие новости: тебя собираются уволить.
Л. Что?! Не может быть! Откуда ты узнала?
И. Не имею права тебе сказать. Но информация с самого верха.
Л. Поверить не могу! Я один из самых добросовестных сотрудников. Разве кто-то когда-то жаловался, что я поставляю некачественные кошмары?
И. Нет, но…
Л. К продукции претензии есть?
И. Поверь, лично я высоко ценю твоё мастерство. В жанрах «мороз по коже» и «кровь-кишки» ты по-прежнему лучший, но…
Л. Договаривай.
И. Тебе будет неприятно.
Л. Всё равно. Выкладывай горькую правду.
И. Воронокрылый, ты неактуален. Человечество, особенно в Pax Romana, быстро развивается, жизнь становится безопаснее, и ночная отработка страхов, связанных с базовым выживанием, отходит на второй план. Нужны скрытые смыслы, аллюзии, сексуальные подтексты… В общем, требуется интеллектуальный продукт, а это, увы, никогда не было твоей сильной стороной. Решено, что на твоё место возьмут какого-нибудь перспективного сотрудника из египетского посмертия.
Л. Что за несчастье: повсюду эти интеллектуалы с мозгами крокодила или собаки!
И. Ты забыл, что я тоже отдала Египту не один десяток веков своей биографии? Не будь таким ксенофобом!
Л. Буду! Из-за какого-то наглого посмертника уволить – меня?! Куда же я пойду?
И. Не волнуйся, без работы не останешься. Можешь, например, вернуться в департамент посмертия – правда, не на прежнюю должность, а с очень сильным понижением, там, знаешь, конкуренция будь здоров. Или попроситься в твой родной отдел эволюции – займёшься кошмарными снами кротов и бурозубок.
Л. О ужас!
И. Ну, если не подходит, есть ещё локации внешней отработки страхов.
Л. Бр-р!
И. А чем плохо? Свободный график, работа на свежем воздухе…
Л. Что, мне?! Пугать по ночам из кустов? Как простому сатиру? Нет, ты надо мной издеваешься. Я совершенно раздавлен. Не знаю, как дальше быть.
И. Погоди, не всё так печально. Рано падать духом! Прояви инициативу, покажи свои возможности, и тебя сочтут незаменимым. Сейчас люди - носители языков группы «сатем» и языков группы «кентум» - активно взаимодействуют в районе Данубия. Разные мифологические системы, разные мировоззрения, да к тому же постоянные войны - наверняка это создаст почву для новых кошмаров. Вот что я думаю: почему бы тебе не обратиться к начальству с идеей, что ты готов вести полевые исследования в Дакии?
Л. Знаешь… знаешь, а в этом что-то есть. Не могу сказать, что согласен, но я… я подумаю.
Немного позже. Луций и его начальник.
Л. Сейчас люди - носители языков группы «сатем» и языков группы «кентум» активно взаимодействуют в районе Данубия. Разные мифологические системы, разные мировоззрения, да к тому же постоянные войны - наверняка это создаст почву для новых кошмаров. Вот что я думаю: почему бы мне не провести полевые исследования в Дакии?
Н. Отлично!
Л. Вот, я уже нарисовал график…
Н. Погоди со своим графиком. Ты отлично сделал, что пришёл: нам как раз спущено такое задание, страхи римского легионера, и я думал, кому бы из отдела это предложить. Планировал кому-нибудь из новичков, но раз уж ты вызвался…
Л. Так вот же, я и план составил…
Н. Ну так отлично же! Сутки на сборы, и завтра чтоб был в любом римском лагере на Данубии.
Л. А…
Н. Простым легионером. Новобранцем. Для центуриона и выше требуется проработанная легенда, а мы и так израсходовали все средства в этом квартале.
Л. А…
Н. Интересная командировка, верно? Неужели не приятно поработать на земле биологическим разумным существом? Сначала три месяца, а там посмотрим.
Л. Но я никогда не был человеком так долго! Даже не собирался! Я как-то по-другому это себе представлял.
Н. Брось, что за нежности! Парня из соседнего отдела туда отправили на тридцать лет, он и то не жаловался. Хватит дискуссий, иди и исполняй.
Луций тяжело вздыхает.